Чтобы в интерактивной форме рассказать детям младших классов о правилах гигиены, предлагаем провести увлекательный классный час с участием приглашённого гостя — Мойдодыра, знаменитого персонажа из произведения Корнея Чуковского.
В этой статье мы расскажем, как организовать такой классный час и поделимся готовым сценарным планом.
Чтобы необычный классный час состоялся, вам необходимо подумать, кто же выступит Мойдодыром. Это может быть артистичный ученик старших классов, педагог-организатор или даже приглашённый артист из театрального кружка вашего города.
Когда вы определитесь с тем, кто будет играть Мойдодыра, продумайте для него костюм. Проще всего его будет сделать из двух больших картонных коробок, склеенных между собой и раскрашенных под умывальник с тумбочкой. На верхушку коробки можно повесить пластиковый тазик, который будет выполнять роль шляпы. В некоторых крупных городах можно найти готовый ростовой костюм Мойдодыра и взять его в аренду.
Когда Мойдодыр найден, переходим к плану урока. Ниже мы предлагаем вам один из вариантов, который вы можете адаптировать под себя или же оставить неизменным. В любом случае классный час получится уникальным и неповторимым, так как непосредственное участие в нём примут сами дети.
План урока:
1.Вводная часть, на которой учитель расскажет, чему посвящён классный час. Здесь можно спросить у детей, что они знают про гигиену и знакомы ли они с Мойдодыром. В конце вводной части приглашаем Мойдодыра в класс. Тайминг блока — 5 минут.
2. Приветствие Мойдодыра. В первые минуты дети будут под впечатлением — они ещё не готовы ничего слушать, им интересен сам персонаж. Поэтому здесь происходит знакомство. Мойдодыр ходит по классу, рассказывает о том, что он «великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир!». В конце приветствия Мойдодыр встает рядом с учителям у доски. На это уйдёт около 3 минут.
3. Плавно переходим к теме. Здесь учителю важно успокоить детей после эмоционального выхода Мойдодыра и передать ему слово, рассказав, что этот классный час проведёт именно он. Потребуется 2-3 минуты.
4. Мойдодыр говорит, что пришёл узнать, как хорошо дети соблюдают правила чистоты. Он предлагает ребятам «отчитаться» о правилах гигиены, которые они соблюдают, в формате игры. Мойдодыр говорит о каком-либо ритуале чистоты, а те, кто знаком с этим ритуалом, должен хлопнуть в ладоши. При этом называть можно как правильные, так и неправильные варианты. Например, к правильным можно отнести:
А к неправильным можно отнести такие фразы:
В конце игры нужно подытожить, что правила гигиены важно соблюдать регулярно, иначе в них не будет смысла.
5. Обсуждаем, а зачем вообще соблюдать правила гигиены. Здесь учитель может спросить у ребят, зачем, по их мнению, соблюдать чистоту? Зачем мыть руки и чистить зубы? Пусть сначала дети попытаются сами ответить на эти вопросы. Так вы сможете понять, в чём именно школьники могут заблуждаться. Тайминг — до 5 минут.
6. Мойдодыр объясняет, почему так важно следить за чистотой. Здесь можно затронуть тему бактерий, которые живут на разных поверхностях и очень хотят попасть в организм человека, чтобы размножаться там. А мыло и вода помогают этого избежать. Также объясняем, что если не чистить зубы, то частички пищи и всё те же бактерии будут разрушать эмаль и вызывать кариес, от которого болят зубы. В пример можно привести других сказочных персонажей. Например, рассказать, что у Бабы Яги нет зубов, потому что они все выпали, так как она их не чистила вовремя. Этот познавательный блок может занять от 5 до 7 минут.
7. Переход к новой игре. Мойдодыр говорит, что ребята немного засиделись — нужно потанцевать. Но танец будет необычный, а «мойдодырный». Детям нужно будет повторять движения за героем. Проводим небольшой инструктаж о правилах танца — 1-2 минуты.
8. Танец-разминка. Под весёлую музыку Мойдодыр показывает движения, которые напоминают мытьё рук. Можно воспользоваться знаменитой песенкой «Руки мыть надо каждый день», движения для которой можно придумать самим или найти в интернете. Танец длится 2-3 минуты.
9. Передаём слово учителю. Мойдодыр говорит, что немного устал от таких активных танцев, и ему нужно посидеть — герой размещается за одной из парт или рядом с детьми. Учитель говорит, что пока Мойдодыр отдыхает, он может помочь детям отгадывать загадки. 1-2 минуты.
10. Загадываем загадки на тему гигиены. Учитель диктует загадку, а Мойдодыр задаёт наводящие вопросы или просто хвалит детей за правильные ответы. На этот блок уйдёт около 5 минут. Примеры загадок из интернета:
(Мыло)
(Шампунь)
(Зубная щётка)
(Посуду)
(Салфетки)
(Душ)
(Стиральная машина)
(Вода)
(Ванна)
(Расчёска)
11. Прощаемся с Мойдодыром. Герой говорит, что он убедился, что дети всё знают о чистоте и гигиене, и он уверен, что они будут всегда мыть руки и чистить зубы. А ему пора отправляться к другим детям, проверять, знают ли они о чистоте так же много, как и этот класс. 2-3 минуты.
12. Финальное общее фото с Мойдодыром на память.
После проведения такого классного часа, обязательно спросите у родителей, какое впечатление на их детей произвёл Мойдодыр. Может, детям стало интереснее мыть руки, или они просто поделились с родителями своими эмоциями от урока.
Обратная связь — это очень важный этап, который поможет вам понять, как дети воспринимают разные форматы информации и что запоминают лучше всего.
Желаем вам и вашим детям ярких и познавательных уроков!